|
Статуя Зевса Олимпийского - единственное чудо света, оказавшееся
на Европейском материке.
Ни один из храмов Эллады не показался грекам достойным звания чуда. И, выбрав
в качестве чуда Олимпию, они запомнили не храм, не святилище, а только статую,
стоявшую внутри.
Зевс имел к Олимпии самое прямое отношение. Каждый житель тех мест отлично
помнил, что именно здесь Зевс победил кровожадного Крона, родного своего отца,
который в страхе, что сыновья отнимут у него власть, принялся их пожирать.
Зевс спасся также, как спасались сказочные герои всех народов: всегда найдется
добрая душа, которая пожалеет младенца. Вот и жена Крона, Рея, подсунула мужу
вместо Зевса крупный камень, который тот и проглотил. Очевидно, Крон своих
детей заглатывал целиком.
Когда Зевс подрос и победил отца, он вызволил на волю всех своих братьев и
сестер. Аида, Афину, Посейдона...
Олимпийские игры, в частности, были учреждены в честь этого события и начинались
жертвоприношениями Зевсу.
Главной святыней Олимпии был храм Зевса с его статуей работы великого Фидия.
Фидий был знаменит не только статуей Зевса Олимпийского, но и статуей Афины
в Парфеноне и рельефами на его стенах. Вместе с Периклом Фидий разработал план
перестройки и украшения Афин, что, правда, дорого обошлось Фидию: враги его
могущественного друга и покровителя стали врагами скульптора. Месть их была
банальной и грязной, но обыватели жаждали скандала: Фидий был обвинен в том,
что утаивал золото и слоновую кость при сооружении статуи Афины в Парфеноне.
Слава скульптора оказалась сильнее злопыхателей. Жители Элиды внесли залог
за заключенного, и афиняне сочли этот предлог достаточным, чтобы отпустить
Фидия работать в Олимпию. Несколько лет Фидий оставался в Олимпии, сооружая
статую - синкретическую по материалу и известную нам по описаниям и изображениям
на монетах.
Статуя Зевса находилась в храме, длина которого достигала 64 метров, ширина
- 28, а высота внутреннего помещения была около 20 метров. Сидящий в конце
зала на троне Зевс подпирал головой потолок. Обнаженный до пояса Зевс был изготовлен
из дерева. Тело его покрывали пластины розоватой, теплой слоновой кости, одежду
- золотые листы, в одной руке он держал золотую статую Ники - богини победы,
другой опирался на высокий жезл. Зев был столь величествен, что, когда Фидий
завершил свой труд, он подошел к статуе, как бы плывущей над черным мраморным
полом храма, и спросил: “Ты доволен, Зевс?” В ответ раздался удар грома, и
пол у ног статуи треснул. Зевс был доволен.
Остались описания кресла Зевса, которое было украшено барельефами из слоновой
кости и золотыми статуями богов. Боковые стенки трона были расписаны художником
Панэном, родственником и помощником Фидия.
Впоследствии византийские императоры перевезли со всеми предосторожностями
статую в Константинополь. Хотя они и были христианами, рука на Зевса ни у кого
не поднялась. Даже христианские фанатики, враги языческой красоты, не посмели
разрушить статую. Византийские императоры на первых порах дозволяли себе ценить
высокое искусство. Но, к глубокому удовлетворению христианских проповедников,
бог покарал своего языческого соперника, наказав тем самым сошедших с праведного
пути императоров. В V веке нашей эры дворец императора Феодосия II сгорел.
Деревянный колосс стал добычей огня: лишь несколько обугленных костяных пластинок
да блестки расплавленного золота остались от творения Фидия.
Так погибло и седьмое чудо света...
Когда от памятника не остается и следа, появляется соблазн (часто мотивированный)
приписать его существование человеческому воображению. Подобная участь не миновала
и статую Зевса, тем более что от нее не сохранилось копий.
Для того чтобы убедиться, что статуя существовала и была именно такой, как
описывали современники, следовало отыскать хотя бы косвенные свидетельства
ее создания.
Уже в наше время была сделана попытка найти мастерскую Фидия. Сооружение такой
статуи требовало многих лет работы, и поэтому Фидию и его многочисленным помощникам
необходимо было солидное помещение. Статуя Зевса - не мраморная глыба, которую
можно оставить на зиму под открытым небом.
Внимание немецких археологов, проводивших раскопки в Олимпии, привлекли остатки
античного здания, перестроенного в византийскую христианскую церковь. Обследовав
здание, они убедились в том, что именно здесь располагалась мастерская - каменное
сооружение, немногим уступавшее по размерам самому храму. В нем, в частности,
нашли орудия труда скульпторов и ювелиров и остатки литейного “цеха”. Но самые
интересные находки сделаны по соседству с мастерской - в яме, куда в течение
многих сотен лет мастера сбрасывали отходы и отбракованные детали статуй. Там
удалось отыскать отлитые формы тоги Зевса, множество пластин слоновой кости,
сколы полудрагоценных камней, бронзовые и железные гвозди - в общем, полное
и бесспорное подтверждение тому, что именно в этой мастерской Фидий изготовил
статую Зевса, причем именно такую, как рассказывали древние. И в довершение
всех доказательств в груде отбросов археологи нашли и донышко кувшина, на котором
были выцарапаны слова: “Принадлежу Фидию”.
Можно подумать, что рок был особенно немилостив именно к чудесам света, судьба
которых сложилась столь трагически. Это не так. Груды мусора, высоченные холмы,
поднимающиеся на Ближнем Востоке, в Средней Азии, в Индии, Китае,- следы существовавших
там некогда и полностью исчезнувших с лица земли городов, от которых не осталось
ни одного дома или храма, а зачастую и названия. Каждый год приносит известия
о новых замечательных открытиях археологов, как правило несущих в себе и нотку
печали. Настенные росписи в Пенджикенте рассказали о дворце в этом городе,
которого никто никогда не увидит; статуя лежащего Будды, открытая в Средней
Азии, поведала о многих буддийских храмах, от которых не осталось и следа;
львиные капители колонн и остатки массивных алтарей в городе-храме, найденном
в Колхиде, повествуют о зданиях и скульптурах, погибших безвозвратно...
Если свести воедино все выдающиеся памятники древности, окажется, что вряд
ли один из ста дожил до наших дней.
К счастью, это никогда не удерживало людей от новых попыток построить, вылепить,
вытесать, нарисовать - выразить себя и свое время в высоком искусстве.
И то немногое, что сохранилось до наших дней, дает возможность представить
себе искусство Востока, дает нам право гордиться великими мастерами прошлого,
где бы они не творили - в Индии, Сирии, Японии, Бирме, Эфиопии...
|
|
Меню |
Висячие сады Семирамиды
|
Пирамиды в Эль-Гизе
|
Колосс Родосский
|
Мавзолей в Галикарнасе
|
Статуя Зевса Олимпийского
|
Храм Артемиды Эфесской
|
Фаросский
маяк
|
|